Цюрих и Лихтенштейн

Морозным февральским утром на мой e-mail пришло письмо от а/к Аэрофлот. Письмо сообщало о начале распродажи билетов в честь 90-летия компании. ради интереса я стал просматривать доступные направления и цены…

…морозным мартовским вечером мы погрузились на борт самолета вышеуказанной авиакомпании. Направлялся он в Цюрих. Посетить Швейцарию было моей давней мечтой и спустя несколько часов ей было суждено сбыться.

Цюрих

[googlemaps]
Едва пройдя паспортный контроль у улыбчивых швейцарских пограничников, мы ускоряемся на самый нижний этаж аэропорта — именно там, согласно многочисленным указателям, располагается железнодорожная станция. В надежде поймать удобный для нас S16 мы вылетели на платформу и … увидели его закрытые двери — нам не хватило буквально минуты чтобы успеть. Купив в автомате билеты (6.60 франка с человека) и дабы не ждать следующего S16 (согласно расписанию, он был только через полчаса), мы сели в первый попавшийся поезд — им оказался междугородний поезд до Берна — и уже спустя 10-15 минут выгрузились на платформу одного из крупнейших железнодорожных узлов Швейцарии — Центрального Вокзала Цюриха.

Помимо уже названного S16 и многочисленных междугородних поездов до аэропорта можно добраться ещё и на S2, отправляющемся примерно раз в полчаса.

Выйдя в тёплый мартовский вечер, мы, постоянно сверяясь с навигатором, направились к своему отелю. Несмотря на то, что это был вечер четверга, жизнь на улицах бурлила: у многочисленных кафе, встречавшихся на нашем пути, стояли толпы молодёжи, а посетители спортбаров лениво наблюдали за тем, как их ненавистные соседи из Базеля разделываются с питерским “зенитом”. Смотрели они именно “лениво” — ибо, как позже выяснилось, футбол в Швейцарии — спорт далеко не номер один: здесь все одержимы хоккеем. Тем временем, неспешным ходом, мы наконец-то дошли до нашего отеля.

Найти его не составило проблем (даже, не будь у нас навигатора, Цюрих — вполне простой для ориентирования город). Уже спустя час после прибытия на вокзал, мы устраивались на ночлег — следующий день обещал быть насыщенным, а в виду того, что мне предстояло впервые за годы сесть за руль — хороший отдых был именно тем, что мне было необходимо.

День 1

Солнечным пятничным утром 8 марта мы бодро выдвинулись в сторону проката автомобилей — на 10 утра нами была заказана машинка, и впереди предстоял длинный день на колесах. Периодически сверяясь с навигатором, мы довольно быстро дошагали до заветного офиса, попутно отмечая пустынные улочки

и симпатичные заведения наподобии этой зеленой кафешки

Потратив в офисе Hertz не более 10 минут (автомобиль был заказан/оплачен ещё за пару недель до поездки), мы, наконец, выехали на улицы Цюриха на вполне новенькой Тойоте Yaris. Одно “но” слегка портило настроение: автомобиль был с механической коробкой передач, а я с ней, мягко говоря, не слишком дружу. Это сказалось почти сразу: резво стартовав из проката, мы заглохли чуть ли не на первом светофоре, и только спустя ещё несколько таких “осечек”, я все-таки более-менее освоился за “механикой”, однако, периодически всё равно красный свет светофора становился фатальным для меня:( Заранее наметив свой маршрут, мы двинулись в сторону первой достопримечательности в нашем списке: горы Uetliberg, возвышавшейся над городом.

Поехали мы туда доверившись исключительно картам Google, уверявшим меня в наличии нормального пути на гору. Первым тревожным звонком для нас стала смена дороги с асфальтовой на грязево-грунтовую, а незнакомый мне знак в самом начале этой дороги, (как оказалось, по-немецки извещающий о запрете на проезд для любого авто- и мото-транспорта) меня не остановил. Остановила меня спустя 5 минут езды по этой дороге пожилая пара швейцарцев, остановившая меня и на чистом английском объяснившая, что если меня здесь поймают, мне придется заплатить немалый штраф. Естественно, я немедленно развернулся и, встревоженно выискивая полицейский автомобиль, двинул обратно. К счастью, наше нарушение осталось незамеченным, и мы, едва выехав за территорию запретной дороги, дабы слегка расслабиться, остановились на привал — благо вид открывался и без Ютлиберга великолепный.

Решив вернуться сюда в другой день на легальном транспорте — поезде — мы двинулись в сторону следующей точки нашего маршрута. Ей стал Лихтенштейн, путь до которого составлял порядка сотни километров. Выбрав бесплатный маршрут вдоль Цюрихского озера, наслаждаясь пейзажами и игнорируя требования навигатора свернуть на автобан, мы не спеша поехали по прибрежным деревушкам.

В конце концов, я обнаружил на лобовом стекле зеленый стикер, разрешающий движение по автобанам, и, на радость навигатору, выехал на эту чудо-магистраль. Автобан — это скорость. Меньше 120 здесь едет мало кто, исключением являются тоннели, в которых скорость лимитируют сотней км/ч

Проносясь мимо альпийских массивов

и оставляя позади красивые наскальные замки

мы за считанные минуты (ну может быть, за пару десятков минут) долетели до миниатюрного государства Лихтенштейн.

Лихтенштейн

Вадуц

Показать на карте
Остановившись на бесплатной стоянке (бесплатной в течение часа) в самом центре столицы — города Вадуц, мы выдвинулись на прогулку. Сам Вадуц миниатюрен — под стать всему государству. Он лежит у подножия горы, на которой возвышается замок:

здесь же, рядом с городской Ратушей, находится и главная туристическая улочка

В противовес крошечным размерам города/государства здесь возлежают массивные бронзовые фроляйн:

Погодка шептала

однако, время парковки стремительно подходило к концу, поэтому, мы, отправив себе домой открытку (очередная традиция☺), полюбовавшись на снежные горные пики

и наткнувшись на следы пребывания здесь фанатов ЦСКА

вернулись к своему автомобилю, дабы продолжить путешествие

Дорога до следующей бесплатной парковки составила порядка 5 минут — мы остановились на площади перед ратушей другого (как оказалось) городка — Schaan

Шан

Показать на карте

Так как у нас в запасе был ещё час парковочного времени, мы, перекусив купленным в соседнем супермаркете швейцарским сыром☺, двинулись осмотреть местные достопримечательности. Помимо очередной порции альпийских пиков

встретили также — театр Лихтенштейна

— средневековую башню-часовню

— красивый средневековый собор

и даже, ВНИМАНИЕ!! — консульство МАЛЬТЫ в Лихтенштейне☺

За этими прогулками подошёл к концу еще один час бесплатной парковки, и мы, выдвинулись навстречу близлежащей Австрии. В качестве пункта назначения мы выбрали прибрежный (у Баденского озера) городок Брегенц (Bregenz).

Брегенц

Показать на карте
В отличие от въезда/выезда в Лихтенштейн (которые мы так и не заметили), на въезде в Австрию нас встретил пограничный пункт, на котором выборочно досматривали некоторые автомобили

Нас такая участь миновала, поэтому мы, спокойно двинулись к нашей цели. Швейцарский автобан сменился автобаном Австрийским — и вот, уже через десяток-другой минут мы уже въехали в вечерний траффик небольшого городка — Брегенца. В поисках бесплатной парковки я, случайно чуть было не нарвался на второй потенциальный крупный штраф за день — вырулив с одной из центральных улочек, я обнаружил позади себя знак, сообщающий о том, что, оказывается, улочка эта — пешеходная, и машинам там не место

Так и не найдя бесплатной парковки, оставил машину в ряду других запаркованных вдоль улицы машин, отдав автомату 2 Евро за полтора часа (при том, если заплатить монеткой 1 Евро — получаешь 1 час парковки). Время шло к вечеру, поэтому мы двинулись на поиски заведения, которое могло бы нас насытить. Им оказался ресторан Goldener Hirschen (забегая вперед — за всю поездку он остался единственным посещенным рестораном)

в котором за демократичную цену порядка 12 (если не меньше) Евро я получил большую порцию обожаемого мною Венского Шницеля

а Маша — также за небольшие деньги — огромную порцию каких-то колбасок. Вволю наевшись, мы приступили к осмотру местных достопримечательностей. Ими оказались красивые фасады зданий

упомянутая выше пешеходная улица

и Баденское озеро, берег которого был обильно заполнен слетевшимися отовсюду чайками

Тем временем, мало-помалу, начинало темнеть, и мы, собравшись с духом, выдвинулись в обратный путь. Пару раз заглохнув в траффике вечернего часа пик, мы наконец-то выбрались на автобан и вскоре уже были в Швейцарии

А дальше были полтора часа скорости на автобане, сильнейший ливень, накрывший нас, почти сожженное сцепление на очень крутом подъеме со светофором в пригороде Цюриха, и наконец, мы въехали в сам Цюрих. Дабы не беспокоиться о ночной стоянке для автомобиля, мы, заправившись (спасибо какому-то местному парню, объяснившему, как надо пользоваться “пистолетом” — ибо прежде мне не приходилось заправлять автомобиль)

наконец, приехали на задний двор автопроката, где и оставили сослужившую нам добрую службу Тойоту, сдав ключи в соответствующий контейнер. Был вечер пятницы, и мы, дабы сбросить стресс обратного пути до Цюриха, отправились в расположенный недалеко от нашего отеля спорт-бар. Заведение было абсолютно пустым и только бармен играл на плэйстэйшне в NHL с местным завсегдатаем.

День 2

Следующий день начался с лёгкого завтра великолепным йогуртом, купленным в близлежащем супермаркете

и вкусного кофе из капсульной! кофеварки, установленной в номере. На выбор предлагались капсулы трёх видов, включая капуччино☺. Капсулы обновлялись каждый день, за что отель (Mercure Stoller Zurich) получил от нас жирный плюсик. Полные сил, мы выдвинулись на прогулку. Первым делом я решил отметиться на расположенном рядом с отелем главным футбольным стадионом города — Letzigrund. Здесь играют свои матчи оба цюрихских клуба — FC Zurich и Grasshoppers. Внешне ничем непримечательная арена

с ржавым фасадом

на деле в своей архитектуре оказалась с “изюминкой”: трибуны и поле на ней находятся значительно ниже уровня улиц и входа на стадион (к сожалению, внутрь попасть возможности не оказалось, и пришлось снимать из-за ворот)

Походив около стадиона, мы направились в сторону центра, однако в наши планы вмешался расположившийся прямо напротив отеля супермаркет. Зайдя “просто посмотреть”, мы в итоге накупили горы сыра/фондю/шоколада, благо, отель был рядом и тащить это всё далеко не пришлось. Попутно сфотографировав гигантскую рогатку, установленную в одном из дворов

мы повторно двинулись к центру. К услугам тех, кому лень перемещаться по городу пешком, Цюрих предлагает трамваи

поезда

и даже троллейбусы!

Кстати, Цюрих стал первым западноевропейским городом, где мы встретили троллейбус. Билеты продаются на остановках вот в таких автоматах:

и, как и практически всё в Швейцарии, успешно продаются по карточке. По пути в центр натыкаемся на блошиный рынок

побродив десяток-другой по нему, продолжаем движение. На заборе у полицейского участка встречаем агитплакаты, то ли зазывающие к себе новых сотрудников, то ли рекламирующие услуги☺

Полицейские автомобили здесь можно легко спутать со скорой помощью

Пройдя пару каналов

и немного прогулявшись по центральной улице города — Bahnhofstrasse — оказываемся около главного ж/д вокзала.

Здесь же не отказываем себе в удовольствии посетить лавку шоколатье

в которой прямо на наших глазах специалист изготавливал разные вкусности. Снимать его можно только на фото. На видео — категорически запрещается.

Кстати, цены в лавке значительно выше, чем в супермаркете, поэтому посещать её рекомендуется исключительно в ознакомительных целях. Для остального есть Coop и Migros. Неспешно прогуливаясь по Банхофштрассе, наслаждаясь окружающей архитектурой

и останавливаясь в многочисленных магазинах часов, мы приходим на набережную Цюрихского озера

Многочисленные туристы здесь стоят в очереди на постоянно причаливающие/отчаливающие катера, устраивающие им часовые (а то и более длительные) круизы по всему озеру. Мы же направляемся вдоль по набережной впадающей в озеро реки Лиммат, в направлении городской Ратуши.

Средневековые соборы, площади с пёстрыми домиками, узенькие улочки — прогуливаясь по ним ты проникаешься духом европейского города

Мы же на этой прогулке прониклись духом не просто абстрактной Европы, но и всей Швейцарии: вслед за сыром и шоколадом мы, наконец, приобрели Часы. Сразу двое. Выбор наш пал на магазинчик с русскоязычной продавщицей, которая, очень старательно подбирая слова, отлично помогла в выборе и примерке нужных моделей. Полдня прогулок потребовали компенсации сил и энергии, и мы в поисках пищи отправились в большой супермаркет Coop, находившийся на противоположном берегу реки. Супермаркеты в Швейцарии — замечательное место для приобретения как легкого перекуса, так и полноценного обеда: помимо вкусных запеченных колбасок мы купили тыквенный суп. Всё это, свежеприготовленное,можно легко найти на полках супермаркета — Migros, Manner, Coop — все они вполне могут стать отличной, а главное, бюджетной, заменой заведениям общепита, цены в которых в Швейцарии ой как кусаются. Перекусив на набережной (кстати, мы были в этом не одиноки — многочисленные местные жители и туристы занимались там тем же самым) с видом на уже знакомый нам часовой магазин

мы продолжаем прогулку.
Следующим пунктом назначения выбираем холм Линденхоф — место, с которого и началась история Цюриха. Когда-то здесь стоял римский замок, перестроенный Людовиком Немецким в IX веке в качестве резиденции. Этот дворец был разрушен в XIII веке и сейчас там только смотровая площадка. По пути встречаем колоритных байкеров на квадроциклах

красивую настенную живопись

альпийскую буренку

и уж никак не проходим мимо открывающегося с одного из мостов вида

На самом холме можно отметить многочисленные скамейки, фонтан

и новый ракурс набережной реки Лиммат: разноцветие домов напоминает Брюссель

По узенькой и крутой улочке спускаемся вниз

мимо ресторана 16 века

Витрины пестрят декорациями и товарами к грядущей католической Пасхе

Мы же от всей многолюдности городского центра уходим на прогулку по побережью Цюрихского озера. Уже в парке, начинающемся недалеко от причала паромов (о котором было сказано ранее) туристические толпы сменяются размеренно прогуливающимися парочками и вышедшими на вечернюю пробежку местными жителями. Сквозь ветви деревьев просвечивается чей-то особняк

то тут, то там расстилаются целые поляны подснежников

Для тех, кто плохо разбирается в летающих, плавающих и просто прогуливающихся птицах

здесь существуют информационные щиты

Неспешно прогуливаясь по аллеям, дорожкам и даже пляжу, приходим к небольшому островку в одном из пригородов Цюриха. Там мы устраиваем небольшой привал дабы перекусить и насладиться роскошными пейзажами: слева от нас расстелился на многочисленных холмах вечерний Цюрих

справа же, сквозь дымку и облака, на нас грозно смотрели заснеженные альпийские пики

Объятия ночи стремительно охватывали город и мы отправились в обратный путь. Как и ранее в Праге, я не упустил возможности оказаться клюнутым лебедем

Набережная уже была охвачена яркими огнями фонарей

Цюрих погрузился во тьму

Около магазина товаров для миниатюрных железных дорог я завис.

Потребовались огромные усилия чтобы продолжить путь. В знакомом нам спортбаре в отличие от прошлого вечера жизнь кипела: как выяснилось, в этот день местный хоккейный клуб играл матч плей-офф чемпионата, и страсти вокруг его просмотра были нешуточные. Узнав что мы из России, швейцарцы искренне не могли понять, как это мы можем любить футбол, когда существует хоккей. Посидев с ними некоторое время и, с позволения бармена, оставив на установленных в баре воротах следы своего пребывания

мы отправились домой, и под пристальным взором бронзового пса

растворились в дверях отеля.

День 3

Этот день стал завершающим в наших швейцарских каникулах. Отель был оплачен до полудня, а вечером нас ожидал самолет до Москвы. Позавтракав выпечкой от Toblerone и клубникой

мы, выписавшись из отеля и оставив чемодан на ресепшн, отправились к непокоренной нами вершине горы Утлиберг. Улицы города воскресным утром были пустынны как никогда. Только около какого-то собора мы заметили толпу людей. Подойдя поближе, мы узнали, что здесь проходили поминки умершего недавно президента Венесуэлы Уго Чавеса

На одной из улиц скульпторы предоставили возможность узнать как исторически менялся её уровень

Дойдя до нужной нам ж/д платформы — ей оказалась Selnau

и купив билеты (Short-distance trip, самые дешевые, но что-то мне подсказывает, не те что нужно), мы стали дожидаться подходящего поезда — S10. Ходят они часто, поэтому уже вскоре мы из окна вагона созерцали распростершийся внизу у склонов горы Цюрих

То тут то там промелькивали бодренькие пенсионеры, прогуливающиеся по многочисленным пешеходным тропам к вершине горы. Вскоре мы доехали до конечной станции

в виду ремонта платформ, от временной стоянки нам предстояла прогулка вверх по склону. Сначала знаки

а потом и фонари

дают понять, что природа здесь самая что ни на есть настоящая и оленей здесь встретить вполне вероятно. Наконец, мы оказались на вершине горы. Со смотровой площадки открыался восхитительный вид: внизу лежал Цюрих

к пристани прибывали паромы

зелёные поля и деревушки тянулись до горизонта

а Цюрихское озеро упиралось в альпийские склоны

Неспеша возвращаемся к поезду — мимо покрытых елями склонов

и местной телебашни

Доехав до вокзала, обнаруживаем на его территории единственный работающий в воскресенье супермаркет! Прикупив ещё сыра с трюфелем — хоть и дорогого, но как позже оказалось, очень вкусного, поднимаемся на верхний ярус вокзала — там заходим в один из европейских сетевых ресторанов — Nordsee. Эти заведения общепита специализируются на рыбе и морепродуктах и за умеренную цену здесь можно очень сытно перекусить. Небо начинает затягиваться тучами

а мы направляемся на набережную озера, так манившую своими огнями накануне. Чайный магазин предлагает чай со всего мира и показывает, какой именно сорт откуда приехал

Свесив ноги над гладью Цюрихского озера, подкармливая уток и лебедей салатом☺ наслаждаемся последними мгновениями наших миниканикул.

Начинается дождь, и мы, напоследок бросив взгляд в сторону горы Утлиберг,

зайцами☺ запрыгиваем в трамвай, едущий в сторону отеля. На наше счастье контроллеры не появляются (пока что нигде в Европе их так и не повстречали) и мы спокойно забираем свои вещи. Впереди — дорога в аэропорт. До главного вокзала нам идти лень, поэтому мы уезжаем с ближайшей к отелю платформы — Zurich Hardbrucke — на том самом S16, уехавшем у нас из-под носа в аэропорту. В аэропорт мы попали слишком задолго до начала регистрации — и когда мы подошли к стойкам — ни за ними, ни перед ними никого не было. на наше счастье, туда по каким-то своим делам подошёл сотрудник аэропорта и на наш робкий вопрос “можно ли зарегистрироваться” ответил “почему нет?” и спокойно выдал нам посадочные — более чем за час до официального начала регистрации. Перекусив выпечкой в очередной пасхально-декорированной кафешке

мы переходим к официальной части. На таможне

нас ожидает большое расстройство: у нас отбирают две упаковки с фондю — сыр внутри мягкий, а так как упаковки — тоже мягкие, да еще и большого объема, к полету они не допускаются. Искренне сочувствующий нам таможенник говорит, что закон — есть закон и мы с огромнейшим сожалением избавляемся от запретного груза. На паспортном контроле веселый швейцарец практически не отрываясь от мобильника проверил наши документы, а когда я по привычке достал российский загранник (обычно в европе у меня просят показать и его) сказал чтобы я его убрал куда подальше и больше так не делал☺. Проведя последний предпосадочный час в кафешке с видом на летное поле

мы улетели в московскую мартовскую зиму.
Если вам понравился рассказ, не стесняйтесь им поделиться☺

Одна идея о “Цюрих и Лихтенштейн

1. Пингбэк: Отчет о поездке на о. Гуам. Part 5. Гуам потребительский | Veni. Vidi. Scribi.